За обязательную автостраховку, возможно, придется платить больше.
При прямом возмещении ущерба количество жалоб на страховые компании сокращается более чем в два раза. Такие данные были озвучены на семинаре, на котором сотрудники Российского союза автостраховщиков объясняли представителям своих компаний, как работать с новой автоматизированной информационной системой (АИС ОСАГО).
По статистике за прошлый год вырисовывается интересная тенденция: количество выплат по так называемому прямому возмещению убытка выросло в среднем на десять процентов. Прямое возмещение убытков, это когда водитель по ОСАГО обращается за выплатой в свою страховую компанию. Сделать это он может лишь в том случае, если в аварии участвовали только два автомобиля, водители которых застрахованы по ОСАГО, и нет пострадавших. Так вот, несмотря на рост количества обращений по таким случаям, количество жалоб по ним более чем в два раза ниже, чем по традиционным видам обращений. Большинство жалоб - это претензии по сумме выплат. При обращении к своему страховщику таких вопросов не возникает. Впрочем, объяснить это не сложно. Вряд ли какой-нибудь страховщик будет отказываться от клиента, который несет золотые яйца. Ведь в данном случае страховщик компенсирует своему клиенту ущерб, но потом получает компенсацию от компании виновника ДТП. Правда, сейчас правила такой компенсации могут измениться.
В прошлом году страховые компании собрали около 121 миллиона рублей премий. Это почти на 12 процентов больше, чем годом ранее. Объясняется это довольно просто: количество автолюбителей и автотранспорта в стране прибавляется. Однако количество выплат пострадавшим в прошлом году выросло лишь на восемь процентов. Причем такая разница в динамике роста премий и выплат наблюдается не первый год. А значит, это может стать большим препятствием на продвижении идеи увеличить тарифы на ОСАГО.
Напомним, что минфин в связи с предполагаемым увеличением выплат по ОСАГО предлагает увеличить тариф на этот вид страхования на 25 процентов. Страховщики считают это предложение несерьезным и предлагают увеличить тариф минимум на 50 процентов. Впрочем, их понять можно. Дело в том, что в рамках увеличения выплат в новом законопроекте предлагается выплачивать пострадавшим фиксированные суммы за причиненный физический вред. Сейчас страховщики за телесные повреждения платят редко. В общем объеме выплат эти суммы не превышают и одного процента. Дело в том, что страховщики не оплачивают тот ущерб, который компенсируется по обязательному медстраху. А это - наибольшие затраты. По новым правилам, если закон будет принят, страховщикам придется платить за каждую травму по определенным тарифам: за перелом ноги - столько-то, за перелом пальца - столько-то. Расчеты по ОСАГО вырастут в разы. Чем это обернется для страховщиков - пока даже сложно предположить.
С первого января начала работать новая информационная система, объединяющая всех страховщиков под названием АИС ОСАГО. Именно в эту базу стекаются все данные о заключенных договорах и совершенных авариях. Из нее страховщики черпают данные для заключения новых договоров и начисления бонусов за безаварийную езду или штрафов за опасное вождение. В эту базу загружено уже около 80 миллионов договоров, заключенных страховщиками по ОСАГО за последние два года.
За первые два месяца эксплуатации системы уже возникла масса вопросов. Итак, из тонкостей. Вы меняете компанию или перезаключаете договор на другую машину. До этого ни разу не попадали в аварию. То есть вам должна быть скидка на пять процентов. Но получите эту скидку вы только в том случае, если до конца срока предыдущего договора осталось менее двух месяцев. И то, считайте, что она дана вам в кредит.
Пока непонятно, каким образом будет решаться проблема со сменой документов. Например, если девушка вышла замуж, сменила фамилию, а соответственно паспорт и права, то ее страховая история начнется с полного нуля. Если у нее были какие-то скидки, то доказать свое право на них она сможет только через суд. Пока таких прецедентов не было.
Страховые компании до сих пор назначили коэффициент бонус-малус исходя из данных, представленных водителем. Это либо прежний полис, либо справка об аварийной истории из прежней страховой компании.
Теперь страховщик определяет этот коэффициент исходя из того, что прописано в АИС ОСАГО. Если присвоенный ранее коэффициент отличается от того, что выдает система, то страховщик может потребовать от водителя доплатить разницу. И тут возникает вопрос: если водитель доплатил, на следующий год его оштрафуют? Дело в том, что в законе об ОСАГО за предоставление недобросовестных данных предусмотрено наказание: цена полиса на следующий год будет считаться с коэффициентом 1,5. Однако на это пока и представители РСА затруднились ответить. Эта проблема должна быть решена в ближайшие месяцы.
Автор: Владимир БАРШЕВ
Источник:
Российская газета