• Консультация юриста
  • Е-ОСАГО
  • Отзывы
  • Новости
  • Личный кабинет

Техосмотр пересмотрят

Новости 06.02.2013 460
Готовятся поправки в закон о техосмотре, согласно которым ГИБДД предоставят полномочия по проверке ТО, а остальным повысят ответственность за нарушение закона.
Реформа технического осмотра, начатая властями в 2011 году, будет продолжена. Более того, ГИБДД могут вернуть полномочия контроля над техосмотром. Как стало известно «Клаксону», готовится пакет поправок в действующий закон №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств», направленных на борьбу с растущим теневым рынком. Поправки планируется принять до конца года.
Если до реформы автовладельцы массово были недовольны длинными очередями, жаловались на нехватку персонала на госпунктах ТО, коррупцию, то теперь автовладельцы по большей части довольны. Действительно, на смену госпунктам ТО и ГИБДД пришли частные операторы техосмотра, которые получают аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (РСА). При этом Госавтоинспекция до 2014 года будет проводить ТО наряду с частными компаниями. Процедуру прохождения ТО увязали с получением ОСАГО, полис можно приобрести лишь после прохождения техосмотра и получения диагностической карты (введена вместо техталона). Рынок должна контролировать федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Очереди исчезли по ряду причин, среди которых есть и криминальная. Фактически техосмотр отменили в стране.
Во-первых, действует постановление правительства РФ о моратории на прохождение техосмотра автомобилей, которое вступило в силу в июне 2011 года. Талоны сроком действия до 2011 года были действительны до 2013 года. Во-вторых, новый закон отменяет ТО для новых автомобилей в первые 3 года, автомобили возрастом от 3-х до 7 лет проходят ТО раз в 2 года, остальные (за исключением спецтранспорта) - раз в год. В-третьих, ФСФР контролирует только правильность выдачи ОСАГО, остальной рынок ТО служба не контролирует. Ожидалось, что с конца 2012 года – с начала 2013 года произойдет всплеск активности на рынке техосмотра, но этого не произошло. Как отмечают в ассоциации НП «Союз предприятий технического осмотра» ситуация ухудшилась – активность выросла, но не там: незаконная продажа комплекта «ОСАГО и диагностическая карта» без прохождения ТО приобрела массовый характер, особенно это заметно по объявлениям в интернете. Если летом-осенью 2012 года можно было говорить о разовых случаях со страховыми компаниями, их агентами, операторами ТО, которые нарушали процедуру выдачи ОСАГО без ТО, и нарушения пресекались, то теперь нарушения приняли массовый характер, в этот растущий теневой рынка оказались вовлечены все участники рынка. Если говорить о Москве, то на техосмотр стали приезжать только 20% автовладельцев. Ассоциация операторов техосмотра даже написала письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову (возглавляет госкомиссию по дорожной безопасности), в котором описала сложившуюся ситуацию.
Громкие случаи нарушения закона о ТО были – МВД возбудило около 10 уголовных дел в прошлом году. Это касательно страховых компаний или страховых агентов, которые массово пытались продавать ОСАГО без подписанных карт ТО. Но нет известных фактов наказаний посредников незаконной процедуры продажи ОСАГО между операторами ТО и страховщиками.
При наборе слова «техосмотр» в строчке интернет-поиска среди первых появляются объявления «Техосмотр с доставкой» или похожие. Как получилось, что объявления «Техосмотр, недорого и быстро, выезд курьера» вновь вернулись?
Есть несколько причин. Из процесса исключили ГИБДД - теперь автоинспектор не проверяет диагностическую карту, а только ОСАГО. Проверка карты стала бессмысленной, поскольку она не защищена от подделок, иногда ее изготавливают типографским способом любительского уровня. Кроме того, нет ответственности того, кто подписывает, выдает диагностическую карту.
Как удалось выяснить, большую часть работы проводит транспортный комитет Госдумы, который в декабре прошлого года созвал всероссийскую конференцию по техосмотру для всех заинтересованных сторон – в обсуждении проблем ТО приняли участие и страховщики и операторы ТО, и МВД, и представители профильных министерств. По итогам обсуждения и были выработаны некоторые предложения по корректировке реформы ТО. Среди них – доведение тарифов до экономически обоснованных (стоимость ТО определяется местными властями), повышение ответственности эксперта, выдающего диагностическую карту.
Поправки в действующий закон ТО предполагают и повышение степени защиты диагностической карты. Кроме того, для ГИБДД могут продлить полномочия по проведению ТО и после 2014 года, а также предоставят автоинспекторам право проверять прохождение ТО (диагностической карты). В частности, готовится предложение по проверке ТО в автоматическом режиме – через комплексы фото-видеофиксации. В этом случае, автовладельцам будут выдаваться стикеры со шрихкодом, которые нужно будет наклеивать на лобовое стекло.
Согласно действующему закону о ТО, создание и ведение единой автоматизированной информационной системы технического осмотра доверено федеральным властям. Пока система не работает в полной мере, но через 1-2 года автоинспекторы получат возможность проверять в режиме онлайн не только ОСАГО, но и прохождение техосмотра. То есть уже сейчас есть выбор схемы контроля над ТО, осталось только сделать процедуру его прохождения и получения ОСАГО экономически выгодной для всех, чтобы некоторые страховщики и техоператоры не вступали в сговор, а автовладельцам было с точки зрения законности безопасней и выгодней проходить техосмотр, а не покупать диагностическую карту и страховку.
Кроме того, сейчас реформу техосмотра курируют 8 ведомств и организаций, в том числе делают предложения, которые принимаются в виде законов и нормативных актов. Поэтому в новой процедуре техосмотра много нестыковок. В реформе техосмотра участвуют Минтранс, МВД, Минфин, Минэкономразвития, ФСТ, Минсельхоз, Российский союз автостраховщиков.
Правительство РФ думает и над тем, чтобы передать полномочия по реформе техосмотра в одно ведомство, которое бы суммировало и стыковало предложения остальных ведомств. У кого больше вовлеченности в процесс, того и выберут. Возможно, это будет Минтранс, который уже получил полномочия Минфина по контролю и учетом за диагностическими картами.
Автор: Богдан ЧАЙКОВСКИЙ
Источник: Клаксон

Другие материалы по теме

Влияйте на рейтинг страховых компаний!

Помогите другим выбрать правильного страховщика. Напишите отзыв о страховой компании.

Оставить отзыв