Федерация автовладельцев предлагает оформлять полис ОСАГО на водителя.
У автовладельца должна быть возможность выбора, какое ОСАГО покупать: на автомобиль или на водителя. Об этом заявил руководитель Федерации автовладельцев Сергей Канаев. Как он сообщил «РГ», свои предложения Федерация направила в Российский союз автостраховщиков буквально перед новым годом. Ответа, пока еще не нет.
Напомним, что сейчас автовладелец должен оформлять полис ОСАГО на автомобиль. Расчет тарифа идет исходя из технических возможностей машины. В частности, повышающие коэффициенты предусмотрены, в том числе, и за мощность двигателя. По мнению Сергея Канаева, повышающий коэффициент за мощность двигателя - именно та существенная прибавка, которая позволяет страховым компаниям получать лишние доходы.
Именно это кажется защитникам прав автомобилистов несправедливостью. Кроме того, в случае, если у водителя, например, случился гипертонический криз, сидящий рядом пассажир с правами не сможет доставить его в клинику. Использование услуги «трезвый водитель» тоже на всех не распространяется. Ей могут воспользоваться только те автовладельцы, у которых есть полис ОСАГО без ограничения круга лиц, допущенных к управлению.
В некоторых странах обязательная страховка ответственности водителей привязана именно к водителям, а не к автомобилям.
Однако еще в октябре Госдума отклонила законопроект, предложенный депутатами ЛДПР, о привязке страховых тарифов по ОСАГО к водителю, а не автомобилю. И аргументы у профильного комитета были более чем серьезные. У нас в стране большинство семей имеют один автомобиль. При этом тех, кто может им управлять - великое множество: муж, жена, старший сын, отец, дядя, брат… Представляете сколько страховок придется оформить на один семейный автомобиль.
Именно по этому Федерация автовладельцев предлагает установить выборную практику. То есть, чтобы хозяин машины сам выбрал удобный вид страхования.
Предложение хорошее, но ни в одной стране мира не существует такого выбора. Есть либо вариант страхования автомобиля, который применяется и у нас, либо водителя.
Почему при организации обязательного страхования автогражданской ответственности наша страна пошла по пути страхования транспорта - теперь сказать сложно. Однако выбор был сделан и расчет тарифов пошел по этой ветке. Сейчас коэффициенты рассчитывают исходя из данных о преимущественном использовании автомобиля. Имеется ввиду и место и время. А также от мощности двигателя. Этот коэффициент довольно спорный. Однако он косвенно говорит о стоимости машины, если она не двадцатилетней давности. С другой стороны, автовладелец платит ОСАГО не для компенсации себе, а тому парню, который и вовсе был не виноват в аварии. Однако рассчитать вероятность столкновения водителя «Логана» с «Майбахом» - дело экстрасенсов. Так что зависимость стоимости страховки от мощности двигателя - тоже вилами по воде.
Но при страховании водителя потребуется сделать страховку адекватной страхованию машины. Раз уходит мощность двигателя, то должен появиться коэффициент за нарушение правил дорожного движения.
Впрочем, пока и это маловероятно. Дело в том, что при таком изменении объекта страхования потребуется расчет новых тарифов. Федерация автовладельцев ссылается на опыт других стран. Но стоит повториться, что нигде не используется смешанная система. Либо то, либо другое.
В РСА вообще утверждают, что система страхования ответственности водителя основанная на оформлении полиса на машину, приведет к не очень хорошим результатам. Пока еще в нашей стране количество автомобилей не превышает количество жителей. То есть, в большинстве случаев на семью, на нескольких человек с правами, приходится один автомобиль. Введение страховки на водителя, больно ударит по бюджету такой семьи. Это будет выгодно только для тех не бедных граждан, перед которыми каждый день стоит выбор, на каком автомобиле поехать.
Еще более выгодное применение этой поправки - использование его автопредприятиями. Им будет выгодней не оформлять страховку на свой автотранспорт, а заставить водителей оформить страховку на себя.
Такие меры действительно снизят стоимость полиса для тех, у кого на балансе много машин. Однако, скорее всего, увеличат ее для тех, у кого один автомобиль на многих. А таких у нас большинство.
Автор: Владимир БАРШЕВ
Источник:
Российская газета