В Федеральной службе по финансовым рынкам поддерживают идею Минфина создать «мегарегулятор» финрынков на базе Банка России. Однако подчеркивают, что процесс этот сложный и не терпящий суеты. В свою очередь «подопечные» ФСФР участники финансового рынка с настороженностью ждут перемен.
Самая «горячая» тема последней финансовой недели - появление на российском рынке «мегарегулятора» - продолжает обрастать подробностями.
В частности, как сообщил журналистам руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Дмитрий Панкин, приоритетный вариант Минфина, когда ФСФР уходит «под крыло» Центробанка, выбран в качестве основного в том числе и из-за независимого статуса Банка России.
Материальные трудности
Так, присоединение службы к ЦБ решает вопрос финансирования ведомства, нагрузка на которое за последний год выросла в разы, говорит Панкин. С введением под надзор ФСФР свыше 5 тысяч микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов, а также страхового рынка, количество компаний, подотчетных службе, перевалило за 10 тысяч.
Вместе с тем, ФСФР - федеральное ведомство, и, согласно постановлению правительства, обязано в ближайшие годы сократить штат своих сотрудников примерно на четверть.
«В связи с акцентом службы на пруденциальный надзор, на то, что нужно больше внимания уделять уровню риска, который берут на себя участники финансовой системы, нам нужен более квалифицированный персонал, большая численность, совершенное программное обеспечение, то есть необходимо качественное усиление службы. Вместе с тем, мы уперлись в государственные ограничения: по сокращению госслужащих, по зарплате, это вызывает огромные сложности. Отсюда и появилось такое предложение - рассмотреть вариант объединения ФСФР с Центробанком, создать службу уже не чиновничью, а вынесенную за пределы правительства», - пояснил он, отвечая на вопрос Firstnews.
По его словам, для создания отдельного «мегарегулятора» придется переписывать Конституцию, поэтому с точки зрения решения вопроса стимулирования сотрудников вариант внесения ФСФР в структуру ЦБ, который не входит в число органов исполнительной власти, «интересен».
Кроме того, такую схему Дмитрий Панкин считает верной и в стратегическом плане - многие российские финансовые институты сегодня работают во всех сегментах рынка сразу, и надзор за отдельной сферой не дает возможности увидеть все возможные риски.
«Есть своя логика в том, чтобы регулирование и надзор шли вслед за рынком, и если рыночная тенденция ведет к тому, что участник играет на всех площадках - и на банковской, и на страховой, и на финансовой, то регулятор тоже должен быть единым, и использовать общие информационные системы, видеть все операции участника по всем сегментам», - отмечает он.
Вопрос в том, когда это делать - дать процессу развиваться эволюционно, на протяжении 5-6 лет, или форсировать события, рассуждает Панкин. При этом он предупреждает и о неизбежных рисках объединения. В частности, любое изменение регулирования чрезвычайно болезненно отражается на участниках рынка, кроме того в бюрократическом плане новая структура может получиться весьма тяжелой, да и международный опыт »не дает однозначного ответа в вопросе движения к «мегарегулятору».
Письмо Минфина
При этом глава ФСФР неоднократно подчеркнул, что абсолютно никаких решений по вопросу организации на рынке единого надзорного органа пока не принято, они на стадии обсуждения и выработки предложений заинтересованными ведомствами.
Вместе с тем, на минувшей неделе в Минфине уже прошло совещание, на котором обсуждался вопрос о передаче Центробанку полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), по итогам которого министр финансов Антон Силуанов написал письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
В нем, в частности, сообщается, что участники встречи «признали целесообразность передачи Банку России полномочий ФСФР по нормативно-правовому регулированию (без наделения правом законодательной инициативы), контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также иных полномочий».
«Мегарегулятор» насторожил финансовые рынки
Таким образом, весь надзор может быть объединен на платформе Центробанка. Понятно, что в меньшей степени перемены затронут банковскую сферу, которая и так регулируется Банком России. Поэтому многие банкиры приветствуют такую схему.
«Улучшение качества надзора за рынком ценных бумаг, страховым рынком, рынком коллективных инвестиций требует соответствующего масштабного финансирования, и в бюджете на это денег нет. А Центробанк обладает мощной финансовой базой», - поясняет член думского комитета по финрынкам, депутат от «СР» Анатолий Аксаков.
А вот небанковские участники финрынка к перспективе попасть «под крыло» Центробанка относятся настороженно. В мировой практике все-таки кредитные организации и инвестиционные компании регулируются разными структурами, отмечает президент инвестиционного холдинга «Финам» Владислав Кочетков.
«В принципе, мы скорее склоняемся к тому, что текущая ситуация, когда есть два отдельных регулятора, она вполне сбалансирована и работоспособна. Любые изменения могут привести к тем или иным перекосам, от которых проиграют участники бизнеса. Мы не видим каких-то фундаментальных оснований, потому что все и так работает неплохо», - сказал он Firstnews.
В вопросах рыночного регулирования важна определенная стратегия надзорных действий, стабильность в рамках выработанной политики на длительную перспективу, подчеркивает гендиректор страховой группы «Уралсиб» Сирма Готовац. Она указывает, что опыт регулирования финансовых рынков в странах ЕС, на который российское законотворчество часто ориентируется, не дает позитивных примеров создания и эффективного функционирования мегарегулятора такого типа.
Вице-президент страховой компании «РЕСО-Гарантия» в беседе с Firstnews указал как на минусы, так и на плюсы ухода под надзор Центробанка. Впрочем, последних, с его слов, все равно получилось меньше.
«В странах развивающихся, к которым относится и Россия, существуют надзоры профильные страховые, которые не объединены с банковским. Дело в том, что на развивающихся рынках институт страхования еще достаточно слабый, ему требуется особое внимание и специфический подход, необходимо учитывать чувствительность этого сегмента, еще молодого и не очень окрепшего. С другой стороны, надзор единый, где есть мощные человеческие ресурсы, опыт, бюджет, технологии - это тоже большой плюс. Но очевидно, что во время любой такой реорганизации эффективность любого чиновничьего аппарата резко падает», - рассуждает он.
Отметим, что страховой рынок в прошлом году уже пережил смену регулирующего органа. В феврале 2011-го произошло слияние подведомственных Минфину Росстрахнадзора и ФСФР, в результате чего превратилась фактически в модератора всего финансового рынка, за исключением банковского дела. При этом многие опрошенные Firstnews страховщики отмечают, что «отладка» работы на страховом рынке проходит не без проблем - сложнее стало получать лицензии и медленнее решаются рабочие вопросы.
Лишний надзор
Достаточного много сторонников у другой рассматриваемой в правительстве схемы организации «мегарегулятора», которая противоположна приоритетной: вывести из под ЦБ надзорные функции, отдав этот руль ФСФР или новой структуре. Этот лагерь настаивает - основная задача мировых Центробанков - это денежно-кредитная политика и обеспечение условий для ценовой стабильности государства и поступательного развития, а все прочее - лишняя нагрузка.
«По моему мнению, даже банковский надзор в этом контексте мешает Центробанку и это видно в деятельности ЦБ. А потому нагрузка дополнительными функциями будет ЦБ даже во вред, особенно если речь идет о небанковских участниках финрынка. Если я правильно понимаю, туда попадут и брокеры, и пенсионные, и страховые компании, где довольно много специфики. Это будет отвлекать ресурсы регулятора от задачи, которая для ЦБ мне видится основной», - заявил Firstnews главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин.
Такое же мнение ранее высказывал Firstnews и экс-министр экономики РФ, а ныне глава банка «Российская финансовая корпорация» Андрей Нечаев.
В мировой же практике «мегарегулятор», объединяющий в себе надзор и за банками, и за участниками финансового рынка на базе ЦБ, существует только в Сингапуре.
В окончательном виде проект оформится предположительно в конце этого года, когда Минфин и другие заинтересованные ведомств по созданию «мегарегулятора» представят свои предложения к совещанию у первого вице-премьера Игоря Шувалова, точная дата которого пока неизвестна.
Автор: Софья ДОРОНИНА
Источник: Firstnews